Операционные

В последнее время в Казахстане уделяется огромное внимание качеству лечения в ЛПУ. Несомненно, что важное значение в этом имеет правильная организация работы медицинского персонала, грамотный подбор необходимого диагностического, операционного и т.п. оборудования, выполнение строительных и отделочных работ в операционных блоках с четким соблюдением соответствующих нормативных документов, соблюдение поточности и поддержание заданных классов чистоты помещений, исключающее развитие внутрибольничных инфекций.

ТОО «Surgicare Kazakhstan», опираясь на передовой опыт зарубежных партнеров и собственный опыт реализации таких проектов, рады предложить Вам свои услуги в оснащении и реконструкции операционных блоков и палат реанимации.

Комплекс для оснащения операционной представляет собой чистое помещение для непосредственного проведения операционного вмешательства различной специализации. От типа этой специализации зависят и требования к параметрам воздуха в помещении операционной. Основные параметры, определяющие чистоту воздуха в этих помещениях – это количество жизнеспособных микроорганизмов и количество механических частиц определенного размера в единице объема воздуха.

Количество колониеобразующих единиц на 1м3 воздуха является определяющим фактором риска инфекционного заражения операционной раны и, как следствие, послеоперационного осложнения после проведения полостных операций.

Количество механических частиц в единице воздушного объема является определяющим фактором в успешном проведении операций, связанных с внедрением различного рода объектов в человеческий организм – искусственных органов, суставов, имплантатов сердца.

При проектировании операционных залов учитываются, таким образом, следующие факторы:

  • специализация операционной (определяет класс чистоты помещения, кратность обмена, температурный режим, создаваемое давление - избыточное для асептических и отрицательное для септических операционных);
  • площадь зоны, накрываемой ламинарным потоком (учитывает расположение хирургического стола, инструментального столика, хирургических светильников, аппаратуры жизнеобеспечения);
  • расположение зала в общей планировке помещений оперблока (определяет схематику направления движения воздушных потоков из более чистых помещений в менее чистые).

При современном проектировании оперблоков консоли подвода медицинских газов для анестезиологов – реаниматологов располагают непосредственно в операционной и, таким образом, надобность в отдельном помещении наркозной отпадает. Необходимо только разделить пути поступления в операционную пациента, хирургической бригады, инструмента и вспомогательного оборудования.

Исходя из перечисленных факторов, а также состава операционного блока, определяется необходимая конфигурация комплекса технического оборудования для создания системы чистых помещений оперблока.

Современная операционная представляет собой чистое помещение определенного класса чистоты. Внутри операционной создается локальная зона повышенной чистоты для создания эффекта воздушного капсулирования стерильным кондиционированным воздухом в районе расположения хирургического стола. Это достигается путем подачи очищенного воздуха через воздухораздаточные устройства большой площади (до 9 кв.м.), встроенные в потолочные ограждающие конструкции над операционным столом.

 

В чистом помещении операционной выполняется весь комплекс мер по исключению появления, накопления и удержания загрязнений в виде микроорганизмов или механических частиц:

  • воздухообмен в 400-600 1/час в зоне операционного стола гарантирует вынос выделяемых аэрозольных загрязнений за пределы зоны расположения хирургического стола;
  • отсутствие турбулентности потока обеспечивает ограждение оперируемого от операционной бригады и препятствует осаждению микроорганизмов на раневую поверхность, что создает минимальную опасность инфицирования операционной раны;
  • повышенное давление в асептической операционной (или пониженное давление в помещении септической операционной) относительно смежных помещений, рациональная организация потоков воздуха из более чистых помещений в менее чистые, исключают попадание загрязнений в критичную зону асептической операционной (или вынос загрязнений из септической операционной).

Применение этих мер гарантированно обеспечивает существенное снижение уровня внутрибольничной инфекции и, как следствие, снижение уровня послеоперационных осложнений.

Подача кондиционированного воздуха в помещения ЛПУ, оборудованные вышеуказанными комплексами, создает комфортную среду для медицинского персонала, что положительно сказывается на качестве лечебного процесса.

Строительные нормы и правила Республики Казахстан при проектировании операционных блоков:

  1. В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных операционных блоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения операционного блока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для септической операционной.
  2. При создании специализированных операционных блоков могут быть случаи, когда в операционном блоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.). По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) операционные блоки делятся на асептические и комбинированные.
  3. Количество операционных в операционном блоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количества операционных дней и др. Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и в городских районных больницах следует принимать: одна операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете количества операционных необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
  4. Операционные, как правило, проектируются на один операционный стол.
  5. Количество операционных столов и тип операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных стационаров и определяются заданием на проектирование.
  6. Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (количества коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на операционный блок.
  7. При количестве операционных свыше шести рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.
  8. Архитектурно-планировочное решение операционного блока должно обеспечивать деление его на непроходные асептическое и септическое отделения и рациональное зонирование его помещений в соответствии с функциональным разделением на следующие зоны: стерильная, строгого, ограниченного и общебольничного режимов.

Стерильная зона включает помещение операционных.


Зона строгого режима включает помещения:

  • подготовки персонала к операции, состоящие из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;
  • подготовки больного к операции, состоящие из помещений подготовки больного к операции или наркозной;
  • для размещения аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных, состоящие из помещений для аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;
  • послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (постов) дежурной медицинской сестры;
  • вспомогательного назначения, в том числе шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).

Зона ограниченного режима включает помещения:

  • для подготовки к операции инструментов и оборудования - стерилизационная или центральная достерилизационная операционного блока, инструментально-материальная, для разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;
  • для персонала - кабинет хирургов, протокольная, кабинет врача-анестезиолога, комната медицинских сестер-анестезистов и комната младшего персонала;
  • вспомогательного назначения, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для наблюдения за состоянием больного, гипсовую, для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);
  • складского назначения - для хранения крови, передвижного рентгеновского аппарата, кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры, для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения дезинфицирующих средств, для временного хранения каталок.
  • Зона общебольничного режима включает помещения:
  • для персонала - кабинет заведующего отделением, комната старшей медицинской сестры, комната личной гигиены персонала с душем;
  • складского назначения - кладовая предметов уборки, кладовая для хранения гипса.
  1. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме - две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в числе коек отделения анестезиологии и реанимации.
  2. Количество вспомогательных помещений, комнат отдыха медицинского персонала, санпропускников и рукомойников должно быть в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к объектам здравоохранения.
  3. В отделении, как правило, следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.
  4. Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделений, лестнично-лифтовых холлов и других помещений в операционный блок, необходимо устройство между указанными помещениями и операционным блоком шлюза с подпором воздуха.
  5. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение операционного блока на верхнем этаже палатного корпуса. Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать во всех больницах, на первом этаже. Все операционные должны быть оборудованы устройством пневматической доставки в подразделения клинико-диагностических лабораторий и обратно. Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.
  6. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
  7. Состав и мощность помещений операционных блоков зависят от типа и количества коек больничного стационара, мощности и структуры его подразделений.
  8. Площади помещений операционного блока следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».

Подписка на рассылку
* обязательные поля
Новости

24-05-2017, 15:44

В КГП на ПХВ «Детская Областная Больница» успешно прошла инсталляция низкотемпературного плазменного стерилизатора Reno D50.

Подробнее

24-05-2017, 11:17

ТОО “Surgicare Kazakhstan” рада сообщить Вам об участии в IV Съезде онкологов и радиологов Республики Казахстан!

Подробнее

21-04-2017, 12:13

ТОО "Surgicare Kazakhstan" спроектировала центральное стерилизационное отделение для "Городской Клинической больницы №7" в г. Алматы

Подробнее